Открыть меню

Заемщиков пока хватает всем, и банкам и МФО.

заемщиков пока хватает всем, и банкам и МФОТерриториально офисы МФО часто расположены недалеко от отделений коммерческих банков. Это могут быть не только обычные пункты выдачи потребительских кредитов и займов, но и подразделения организаций залогового кредитования — ломбардов. В связи с таким территориальным расположением и взаимным пересечением клиентских потоков двух типов кредитных организаций невольно напрашивается вопрос — как коммерческие банки и МФО могут успешно осуществлять кооперацию друг с другом? Однако тому имеется ряд объективных предпосылок.

В 2014 году объемы потребительского кредитования в стране значительно сократились. В январе 2015 года розничный рынок кредитования уменьшился почти на 50% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года. В августе 2015 года ситуация начала выправляться, и появилась тенденция к стабилизации — падение рынка составило 20%. А уже с начала 2016 года объемы выданных розничных кредитов и потребительских займов стали нарастать, а лучшие показатели здесь продемонстрировали коммерческие банки.

В этот период заработная плата обычного среднестатистического россиянина составляет 27-30 тыс. рублей ежемесячно. При этом каждые полгода стоимость продуктовой корзины вырастает на 20-30%, в отдельных сегментах — даже на 50% и более. Это приводит к тому, что люди предпочитают не брать кредитов на приобретение бытовой техники и мебели, не ездят в отпуск за пределы России и т.п. Казалось бы, граждане всеми способами сокращают свои потребительские расходы. Однако отдельные факты демонстрируют и обратную тенденцию.

При анализе выданных населению потребительских кредитов видно, что около 25% из них получено в точках POS-кредитования, расположенных в различных торговых центрах. Сокращение количества обращений за кредитами в офисы коммерческих банков приводит к тому, что количество этих контор сокращается. Тем самым банки пытаются снизить имеющиеся издержки. По прогнозам аналитиков, за 2016 год количество банковских офисов уменьшится примерно на 15%.

Естественно, что определенная доля потенциальных заемщиков будет по-прежнему приходить за кредитами в коммерческие банки. При этом часть клиентов обратит внимание и на других участников рынка — МФО. По данным аналитиков АО «Альфа-Банк», сейчас доля микрофинансовых организаций на рынке розничного кредитования составляет около 3%. В ближайшей же перспективе, т.е. за год-два, прогнозируется рост этого сегмента уже до 20% рынка. В настоящее время лидерами на рынке розничного кредитования является т.н. «большая тройка»: ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», АО «ОТП-Банк» и АО «Альфа-Банк». Из них только АО «Альфа-Банк» отказался от кредитования через посредничество МФО. Озвученная причина — значительная закредитованность населения с невысоким уровнем доходов на фоне депрессивных явлений в экономике, что не способствует повышению кредитоспособности клиентов.

Однако это прямо противоположно проводимой банком реальной кредитной политике. АО «Альфа-Банк» ежегодно заключает около 2 млн кредитных договоров с физическими лицами. Большая часть заемщиков — трудоспособное население со средним ежемесячным уровнем дохода в 10-30 тыс. рублей. Если основываться на данных статистики, то таких людей в стране более 38,5 млн человек. Получается, что реальная позиция банка такова: розничный рынок в этом финансовом сегменте еще в полной мере не охвачен, и необходима активная политика по его освоению. В свою очередь, МФО по ряду причин не в состоянии этот рынок полноценно охватить. Это и недостаточное фондирование, и слабо развитый сервис, и отсутствие необходимого программного обеспечения.

На пути взаимодействия банков и МФО встает еще одна сложность. Клиент, обращаясь в коммерческий банк за кредитом, плохо воспринимает навязанный ему переход в другое отделение или к стороннему кредитору. Желая получить кредит именно в банке, заемщик не хочет быть «перепроданным» в какое-то МФО. Мнение менеджмента Альфа-Банка таково, что передача клиентской базы пока еще недостаточно актуальна в условиях российского финансового рынка.
И наконец, в связи с наличием высокой доли одобренных кредитных заявок, а в АО «Альфа-Банк» их доля составляет примерно 60%, нет какой-либо острой необходимости активизировать сотрудничество с МФО. Заемщиков пока хватает всем.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

© 2018 ZaimLine.ru · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru