Открыть меню

Перспективы кредитования во второй половине 2016 года.

Перспективы кредитования во второй половине 2016 годаВ последние десять лет в деятельности коммерческих банков и микрофинансовых организаций (МФО) в сфере розничного потребительского кредитования четко видна тенденция — выдать столько кредитов гражданам, сколько возможно. В результате такой политики объемы рынка постоянно увеличивались, а такой сопутствующий элемент как возникновение просроченной задолженности участниками рынка не принимался во внимание и критически не оценивался.
Кредит или заем мог получить почти любой желающий, главное, чтобы не был мошенником, не предъявлял поддельный или украденный паспорт, имел приемлемые анкетные данные. В итоге уже в начале 2016 года общая сумма задолженности по кредитам и займам, полученным населением, превысила 10 трлн рублей. Естественно, что многие заемщики оказались в ситуации, когда осуществлять обслуживание полученных кредитов или займов стало затруднительно. При этом ни коммерческие банки, ни микрофинансовые организации не смогли своевременно подстроиться под изменения рынка в сфере розничного кредитования.

Несмотря на то, что последние два года наблюдалось сокращение объемов выданных кредитов и займов, дальнейший рост рынка розничного кредитования во второй половине 2016 года не вызывает сомнений. По мнению аналитиков, уже к концу 2016 году объемы потребительского кредитования возрастут на 10-15%. Естественно, что на прежний уровень рынок уже не вернется, что, прежде всего, связано с изменением базовой модели кредитования. Ранее у коммерческих банков и МФО была значительная процентная маржа от проведенных сделок, сейчас получение прибыли на уровне 3-5% — это уже хороший показатель финансовых результатов деятельности. Все банки и кредитные организации стремятся найти добросовестного и кредитоспособного заемщика, который будет своевременно и в полном объеме исполнять обязательства по возврату задолженности.

На фоне этих изменений коммерческие банки сокращают количество точек продаж в торговых сетях и салонах связи, которые ранее были традиционными каналами реализации кредитных продуктов. Тем самым ими была предоставлена реальная возможность осуществлять продажу кредитов от их имени третьим сторонам – брокерам. В настоящее время доля кредитных брокеров на рынке розничного потребительского кредитования оценивается в 20-25%. Конкуренцию им составляют МФО, имеющие поддержку коммерческих банков, которые сейчас обеспечивают их фондирование практически на 30%. В перспективе этот показатель будет расти.

Такие крупные ритейлеры, как «Связной», «Евросеть» и «М-Видео» начинают отказываться от присутствия в своих магазинах точек POS-кредитования банков. Первопроходцем здесь был «Связной», который первым в конце 2011 года предоставил кредитным брокерам возможность осуществлять деятельность по оформлению кредитов в своих офисах. Далее новый канал розничных продаж стала использовать «Евросеть». Сейчас в этот процесс включилась и компания «М-Видео».

Конечно, МФО не смогут пока предложить потенциальным клиентам что-то новое и продолжат более активно осваивать выдачу кредитов населению наличными денежными средствами. Рынок предоставления займов населению наличными деньгами очень перспективен, в первую очередь, в связи с тем, что карточные продукты так и не приобрели значительной популярности у граждан. Вероятнее всего, это связано с отсутствием соответствующей инфраструктуры в регионах страны, где пока недостаточно развита как сеть банкоматов, так и возможность безналичной оплаты в магазинах и в организациях. Хотя, стоит заметить, что прогресс здесь очевиден – сейчас по сравнению с недавним прошлым возможность оплаты товаров и услуг посредством пластиковой карты все же заметно возросла.

Еще одной причиной смены модели кредитования послужило ожидание вступления в действие новаций в российское законодательство, регулирующее деятельность коллекторских организаций. Объем накопленной просроченной задолженности значителен, а после принятия изменений выдача кредитов и займов на прежних условиях станет рискованным делом – взыскивать долги будет практически некому. Так как новое законодательство практически полностью становится на сторону заемщиков, то коммерческие банки и МФО уже сейчас проводят жесткий отбор среди своих потенциальных клиентов. Это, естественно, сказывается на размере процентной маржи, которую они получают от сегмента розничного потребительского кредитования.

Уже сейчас можно наблюдать не только качественное, но и количественное изменение кредитного портфеля в розничном кредитном бизнесе. К началу марта 2016 года объем выданных коммерческими банками кредитов населению составил около 194 млрд рублей, что по сравнению с аналогичным показателем 2015 года меньше на 15 млрд рублей. При этом за февраль 2016 года было выдано кредитов на 19 млрд рублей, что на 6 млрд больше, чем за февраль 2015 года. Стоит отметить, что лидеры на рынке розничного потребительского кредитования не изменились, ими по-прежнему являются: ООО «Хоум Кредит энд ФинансБанк», АО «ОТП-Банк», работающие в связке с институтами МФО, и АО «Альфа-Банк».

Источник: http://zaimline.ru/perspektivy-kreditovaniya-vo-vtoroj-polovine-2016-goda/

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

© 2018 ZaimLine.ru · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru